Четверг, 10.07.2025, 03:05
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » Мои статьи

Администрация собирает налоги
Исходя из аналогичного принципа администрация области распределяла в минувшем году дотации муниципальным образованиям, обеспечивающим рост налоговых доходов и прирост налогооблагаемой базы, ориентируясь на уровень эффективности этой работы. То есть опять же на деньги – в данном случае собранные в виде тех налогов, что поступают полностью и непосредственно в местный бюджет: налога на имущество физических лиц и земельного налога.

Казалось бы, нет нужды дополнительно стимулировать собирать эти налоги. Ведь финансовая самостоятельность территорий является основой функционирования местного самоуправления. В свою очередь, прежде всего местные налоги являются одним из основных источников формирования бюджетов территорий. Именно эти суммы напрямую доходят до местных жителей конкретных поселений, где их и собрали. В виде отремонтированных колодцев в конкретных деревнях, возвращенных в проезжее состояние соединяющих деревни дорог, поддержания жизни местных очагов культуры и т.д. Да и администрировать их попроще, чем, к примеру, НДС или налог на прибыль: земля и недвижимость, как говорится, никуда не денутся при любом кризисе, важно только знать их владельца, стоимость…

Но в том-то и беда, что на местах этого зачастую не знают. Для многих глав поселений и сотрудников их администраций, которые, казалось бы, по определению должны знать территорию, называемую малой родиной, как свои пять пальцев, карты этой самой территории в действительности до недавнего времени изобиловали белыми пятнами. Уточним: имеются в виду карты инвентаризационные и кадастровые, которые, будучи в идеальном состоянии, и должны рассказать и о кадастровой стоимости земельных участков, и об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости... Но о том, как сделать эти самые карты идеальными, в администрациях многих поселений опять же имели довольно смутное представление…

– Конечно, такое положение дел никак не устраивало региональную исполнительную власть, ставящую во главу угла оптимальное территориальное развитие нашей области, – говорит заместитель губернатора Андрей Комягин. – А это помимо прочего подразумевает и повышение собираемости местных налогов, направляемых непосредственно на развитие территорий. Координация налоговой политики на территории области – зона ответственности контрольно-аналитического комитета Тверской области. Примерно год назад специалистам комитета было поручено проанализировать бюджеты муниципальных районов и городских округов области. Выяснилось, что в 2009 году в 37 из 43 муниципальных образований налоговые и неналоговые доходы в общем составе доходов бюджетов занимали менее 50%, а в 6 – менее 30%.

Таковы были, что называется, стартовые условия. При этом проблемы на местах были примерно одинаковыми. Конечно, на низкие поступления местных налогов в районах влияют объективные причины: невысокая кадастровая стоимость земли в ряде районов, низкая инвентаризационная стоимость объектов недвижимости в сельской местности, большое количество льготников – пенсионеров по налогу на имущество физических лиц.

Однако имеются и субъективные причины. Зачастую в налоговых инспекциях отсутствуют актуальные сведения о собственниках имущества, в том числе после наследования либо продажи имущества; налоговики не всегда располагают точным адресом проживания собственника. Кроме того, в районах имеются земельные участки и объекты недвижимости, на которые налог просто не начисляется. Потому как отсутствует кадастровая стоимость земельных участков, инвентаризационная стоимость объектов, либо земельные участки и объекты недвижимости являются бесхозяйными; или же не проведено межевание земельных участков, в том числе под многоквартирными домами.

Конечно, на местах предпринимались усилия, направленные на обеспечение роста налогооблагаемой базы и повышения собираемости налогов. Ощутимее многих других в этом плане на тот момент продвинулись в Западнодвинском районе. Вот как описывался минувшей осенью опыт западнодвинцев, которым они делились с муниципалами Селижаровского района, в селижаровской районной газете: «Послушать практика всегда полезно. Положительным опытом поделился Владимир Гусаров, главный специалист комитета по управлению имуществом администрации Западнодвинского района. Работа ведется активная, нестандартная. Он сам лично стучится в двери неплательщиков, принимает порой нетрадиционные меры к тому, чтобы долги по налогам все-таки заплатили. И хорошо получается. С недоимками прошлых лет налогов собрали на треть больше, чем планировали. По сравнению с позапрошлым годом в несколько раз выросли сборы от налога на имущество физических лиц, наполовину – сборы от земельного налога». Надо сказать, что и сами селижаровцы проявляли достаточно инициативы в решении аналогичных задач.

– С учетом этого мы и привлекли специалистов администраций Западнодвинского и Селижаровского районов к разработке механизма, направленного на рост поступлений местных налогов, – рассказывает председатель контрольно-аналитического комитета Тверской области Василий Сенин. – Этот механизм – совместный проект нашего комитета с УФНС России по Тверской области. Он включает в себя заключение соглашений между администрациями поселений и налоговой инспекцией об информационном взаимодействии по получению сведений о налогооблагаемой базе по местным налогам, а также налоговых уведомлений и требований для осуществления сбора платежей. Им предусмотрена также разработка плана мероприятий, направленных на актуализацию налоговой базы.

В качестве «пилотной зоны» для реализации разработанного механизма был выбран Селижаровский район. Сегодня там уже налицо положительные результаты его внедрения, в чем сотрудники нашего комитета смогли убедиться, побывав в районе в конце минувшего года. В отношении ряда объектов – жилых домов и земельных участков – сейчас идет процедура оформления имущества в собственность администрации как выморочного либо бесхозяйного имущества. Проделана огромная работа на местах: чтобы провести «инвентаризацию» местной налоговой базы, главы поселений, сотрудники администрации района проехали по всем населенным пунктам района, обошли практически каждый двор. Для составления полной налоговой картины местные власти активно взаимодействовали с налоговой инспекцией. Надо сказать, селижаровцы на этот раз сами попросили нас приехать – чтобы помочь скорректировать план мероприятий по актуализации налоговой базы, оценить их наработанные практикой идеи по мобилизации налогов. Диалог получился взаимно полезным.

– Проводимая работа по повышению собираемости местных налогов должна носить системный характер, – подчеркивает заместитель губернатора Андрей Комягин. – При этом необходима организация четкого взаимодействия администрации района, глав поселений, налоговой инспекции, БТИ, Росреестра. Контрольно-аналитическому комитету области было дано поручение организовать в течение минувшего года серию выездных совещаний в муниципальных образованиях области с участием глав поселений, представителей федеральных органов исполнительной власти (налоговых, регистрационных и др.). В их ходе обсуждались проблемы, связанные с формированием актуальной базы объектов недвижимости, организовывался обмен опытом мобилизации налогов с другими районами. Поездками было охвачено 16 районов, в числе которых Бежецкий, Весьегонский, Вышневолоцкий, Нелидовский, Кашинский, Максатихинский, Торопецкий, Конаковский, Спировский и другие.

Опыт этих встреч на местах обобщает Василий Сенин:

– Необходимо подчеркнуть, что основная нагрузка по актуализации налогооблагаемой базы территорий и мобилизации местных налогов должна лечь в первую очередь на глав поселений. Им рекомендовалось прежде всего провести «инвентаризацию» собственной налоговой базы, то есть выявить объекты, не состоящие на налоговом учете, – земельные участки и недвижимое имущество. Здесь мы предлагали им в помощь проект плана мероприятий по повышению собираемости местных налогов. А также советовали заключить соглашение об информационном взаимодействии с налоговыми органами с целью проведения анализа поступления налогов, организации доставки налоговых уведомлений и сбора налоговых платежей, выявления должников по налогам. Кроме того, мы рекомендовали администрациям поселений заключить аналогичные соглашения с Росреестром, что должно облегчить задачу актуализации сведений об объектах недвижимости, земельных участках и их собственниках. Главам поселений мы популярно объясняли их задачу примерно так: представьте, что перед вами – земельная кадастровая карта вашей территории, и на этой карте для вас не должно быть белых пятен. Вы должны точно знать код номера каждого участка, его кадастровую стоимость, кто его владелец и где он проживает. А еще – располагать полной описью недвижимого имущества на территории, знать инвентаризационную стоимость каждого объекта.

Наработки контрольно-аналитического комитета в помощь муниципалитетам и прежде всего проект плана мероприятий по повышению собираемости местных налогов, а также идеи и предложения, полученные в результате серии встреч на местах, легли в основу разработанной комитетом в соответствии с поручением губернатора области модельной программы муниципальных образований области, направленной на мобилизацию местных налогов. Главам муниципальных образований области рекомендовано на основе типовой модели программы разработать и принять собственные аналогичные программы. Планируемый результат реализации программы – ощутимый рост собираемости земельного налога и налога на имущество физических лиц в районах области.

А теперь вернемся к началу нашего рассказа. А начали мы с того, что администрация области в свою очередь поддерживает муниципальные образования, которые обеспечивают рост поступлений налоговых и неналоговых доходов. В 2010 году из областного бюджета были перечислены дотации в общем объеме 100 млн. рублей муниципальным образованиям, преуспевшим в этом действительно нелегком деле. Эти дотации получили 12 районов, в том числе Селижаровский, Нелидовский, Весьегонский. «Не напрасно мы туда выезжали, проводили совещания!» – с весьма большой долей серьезности резюмируют в контрольно-аналитическом комитете. В ряде районов объем полученных дотаций даже превысил суммы собранных местных налогов.

Подобные трансферты предусматриваются в бюджете области и на 2011 – 2013 годы. В наступившем году на эти цели запланировано направить не менее 100 миллионов рублей.
Тверская жизнь 07.02.2011

Категория: Мои статьи | Добавил: Boss (07.04.2011)
Просмотров: 6843 | Рейтинг: 5.0/2 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [26]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0